Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость!

Мой сайт
Главная » 2010 » Февраль » 21 » Родитель — профессия или призвание?
19:39
Родитель — профессия или призвание?
Для развития у себя интуитивных способностей мать и от внимательно наблюдают за всеми проявлениями характера свое ребенка, стараются не оставить без внимания самые противореч вые его реакции, понять индивидуальные особенности.

С древних времен известно, что воспитание — это прежде всего искусство, а хороший воспитатель — талант. Но не все одинаково одарены от природы и не каждый формируется в благоприятных Для расцвета таланта условиях. Мало кому дано похвалиться тем, что жизнь свела его хотя бы с одним гением в области педагогики, что он был живым свидетелем каждодневной мудрости и терпения, Доброты и разумной строгости, доверия, требовательности и пониЧто же получается? Если нет исключительных способностей родительскому искусству, значит, не стоит и пытаться? Пусть наши детей воспитывают если не таланты, то хотя бы профессионалы дипломированные специалисты в яслях, детских садах, школах Подавляющее большинство родителей, к счастью, сочтет подобну постановку вопроса абсурдной.

Ребенок с самого рождения нуждается, прежде всего, в забот и внимании родителей, неповторимой родительской улыбке и ин тонациях родного голоса. И, если хотите, ему не меньше, чем ег родителям, нужны их первые педагогические ошибки и удачи, оби ные просчеты и ошеломляющие открытия.

Никакой педагог не заменит ребенку его близких, даже есл они очень молоды, неопытны и нетерпеливы. Главное, чтобы роди тели стремились к постижению воспитательных премудростей, ве рили в свои возможности, строили вместе с ребенком тот единст венный микроклимат, в котором вырастет их первенец, сформ руется сложный и многогранный семейный организм.

Искусство воспитания — не односторонний процесс. Превратит тяготы родительского долга в подлинное призвание можно тольк в повседневном общении с ребенком, во взаимодействии и взаим влиянии. Развить в себе те личностные качества, которые нужн настоящему воспитателю, искоренить отрицательные привычки, н клонности и черты характера может каждый взрослый, которы беспокоится о судьбе своих детей, хочет вырастить их не тольк физически крепкими, но и нравственно здоровыми, полноценным гражданами социалистического общества;

Нравственное воспитание — это прежде всего самовоспитание В одном из писем Л. Н. Толстого читаем: «Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен и что воспитание детей есть только самосовершенствование, кото­рому ничто не помогает столько, как дети… Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них»

Служение педагогическому искусству требует полной самоот­дачи, увлеченности, концентрации всех душевных ресурсов, всех помыслов на одной цели. Нравственное воспитание — особый вид искусства, в котором ремесленничество грозит пагубными по­следствиями. Ведь, согласно древнему изречению, ребенок — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который следует зажечь. Чтобы пылал факел бескорыстия и самоотверженности, граждан­ственности и ответственности, родителям необходимо постоянно и целенаправленно работать над собой.

Творческий подход к нравственному воспитанию предполагает ихологическую готовность родителей к роли воспитателей. Эта "отовность включает в себя понимание сложности задач, возни­кающих в связи с формированием будущего полноправного члена

бщества.

Взрослый растит своих детей не для того, чтобы иметь опеку старости и даже не для того, чтобы сделать из ребенка хорошего работника, профессионала в определенной области, а для того, чтобы он смог найти свое место в жизни, служить людям, бороть­ся за мирное и счастливое будущее человечества.

Если родители находят в себе смелость осознавать конечные цели воспитательных воздействий, если моральные нормы общества являются их ценностными ориентациями, тогда процесс воспитания становится единственно возможным и желанным способом жизне­деятельности в семье. Воспитание тогда протекает в форме естест­венного повседневного общения родителей и детей, не требуя до­полнительного времени и особых педагогических приемов.

Итак, знать себя, трезво оценивать свои достоинства и недо­статки, быть беспощадным к собственным слабостям, решаться на то, что заведомо не получается, верить в огромные возможности самовоспитания — все это грани родительского таланта.

Нравственное воспитание становится подлинным искусством благодаря родительской интуиции. Интуиция, как известно, обеспе­чивает непосредственное отражение действительности, при котором внезапно происходит догадка, человек почти неосознанно находит правильный выход, единственно верные слова.

Один и тот же проступок ребенка благодаря интуиции в разное время получает совершенно различные оценки. Ребенок не всегда соглашается поделиться своими игрушками со сверстниками. Се­годня мама настаивает, что надо дать машинку Сереже, что жадным быть плохо. А неделю назад в такой же ситуации она сочла за луч­шее переключить внимание детей на другое: стала показывать им новую книгу с картинками, осторожно спрятала игрушки, из-за ко­торых возникла ссора. Почему? Наверное, эта чуткая мама и сама не всегда может объяснить причины своих действий. Она по­чувствовала, что так будет лучше. Ведь неделю назад ее сын был болен, плохо спал, капризничал, почти не ел. Поэтому она решила «е настаивать. Но сегодня ребенок вполне здоров, и показать ему, что жадность очень огорчает маму, просто необходимо. А умение моментально принять нужное решение, помочь ребенку выйти из сложной ситуации появляется как бы само собой.

Интуиция — необходимое звено творческого процесса. Воспи­тание же самое сложное творчество, на которое оказывается спо­собным человек. Умение практически молниеносно понять состоя­ние ребенка, заметить перемены в его самочувствии, откликнуться на переживания — эти составляющие родительской интуиции возникают сами по себе.

Для развития у себя интуитивных способностей мать и от внимательно наблюдают за всеми проявлениями характера свое ребенка, стараются не оставить без внимания самые противореч вые его реакции, понять индивидуальные особенности. Они скр пулезно анализируют его действия, слова, поступки, его отношен с окружающими людьми. Только такой неослабевающий, неусы ный интерес, постоянная эмоциональная направленность возн граждаются интуитивными прозрениями, чудом полного и глуб кого понимания.

Чтобы родительский долг стал ведущей потребностью, взросл му необходимо развивать в себе способность к саморегуляции, самоуправлению. Некоторые люди от природы сдержанны и ура новешенны. Другие с трудом владеют своими эмоциями. Напр мер, мать, рассердившись на ребенка, надолго замолкает, отказ вается разговаривать. Отец, узнав о случившемся, сразу же нач нает кричать, упрекать сына, вспоминать былые провинности. К из родителей добьется больших успехов в воспитании? Чей прим окажется для ребенка определяющим? Ответы на эти вопрос очень существенны для каждой конкретной семьи. Но еще бол значимым оказывается тот факт, что несогласованность воспит тельных мер, разноплановость реакций отца и матери может пр вести к взаимоуничтожению их усилий.

Способность к саморегуляции, умение владеть собой — одна важнейших сторон в структуре личности. Попытайтесь оценит насколько у вас развита эта способность, в каких случаях ва особенно трудно управлять своими чувствами. Особенности темп рамента, врожденные свойства нервной системы в их неповторимо комбинации накладывают неизгладимый отпечаток на пов дение.

Если взрослый правильно оценивает свое умение сдерживатьс подавлять отрицательные эмоции, он сможет выработать прием лемые для себя пути усовершенствования саморегуляции. Так, оди человек замечает, что его вспыльчивость, несдержанность, придир чивость возрастают, когда он устает, переутомляется, недосыпает Вечером он срывается чаще, чем утром, перед отпуском чаще, че после отпуска. Другой видит главную причину своих «срывов» том, что он плохо переносит ситуации «дефицита времени», всегд боится опоздать, не закончить работу в срок. Третий очень болез ненно реагирует на отношение окружающих к себе. Стоит кому либо взглянуть недоброжелательно, указать на любые промахи iошибки, и такой человек долго не может успокоиться, приходи домой подавленный, расстроенный.

В чем бы ни заключались причины несдержанности родителе ПЛРТЬ      DUdMUTT^nv,   
Dam11 winvjmi. i     приди, uivtiiv.LimuiЛрОГуЛКЭ,

Pe которой легче взять себя в руки. Или следует как можно °Соее переключиться на другую деятельность. Может быть, не л° тись без советов психотерапевта, знакомства со специальной атурой п0 аутотренингу, самовоспитанию. Главное — понимать И>кность самоконтроля для создания здоровой обстановки в семье, ьюаботки единой линии воспитания.

Самая таинственная и значимая составляющая воспитательного аланта — любовь к ребенку. Без нее трудно надеяться на успех, колько бы усилий к социализации (усвоению опыта общественной изни) своих детей взрослый ни прилагал. «Орудием и посредни-ом воспитания должна быть любовь, а целью — человечность» ‘.

Рождается ли любовь к ребенку одновременно с его появлени-лна свет? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Есть ма-ери, которые любят своего малыша задолго до того, как услышат го первый крик. Есть и такие, у которых любовь к ребенку зреет о мере того, как растут и усложняются заботы о нем.

Родительский инстинкт проявляется по-разному у отдельных ндивидов в зависимости от их личностных и индивидуальных осо-енностей, воспитания, пола, возраста и многих других факторов, днако родительский инстинкт и любовь к ребенку — не одно и о же. Человеческая любовь к детям относится к наиболее слож­им, высшим, сугубо человеческим чувствам, хотя в качестве ее иологической основы правомерно рассматривать инстинкт про­должения рода, защиты потомства.

Любовь к детям — социальное, нравственное чувство, которое не дается человеку от рождения, а развивается по мере развития его личности. Чем богаче человек как личность, чем сложнее сис­тема его отношений к окружающим людям, тем глубже его чувст­ва к потомству, сильнее потребность передать свой опыт детям, вы­растить их честными, добрыми, бескорыстными.

Подтверждением того, что родительская любовь не является прямым следствием кровно-родственных связей, служат многочис­ленные факты усыновления осиротевших детей, окружения их под­линной любовью и заботой. Таких примеров немало. В «Литера­турной газете» № 51 от 22 декабря 1982 года читаем о легендаоном Хамите Саматове из Каттакургана Самаркандской области Узбек­ской ССР. Вернувшись с фронта в тяжелые военные годы, этот человек ззял к себе в дом и вырастил 13 детей, оставшихся без Родителей. Позже, в пятидесятые годы, к тринадцати усыновлен­ным добавилось шесть собственных. Кроме этих девятнадцати, Хамит брал в дом и детей свиил дальних родственников, если поги отец или тяжело болела мать.

Подобные примеры убеждают в социальной природе любв детям, в ее глубинной нравственной основе.

К сожалению, каждому из нас известны и противополож примеры. Встречаются еще родители, которые отказываются собственных детей или настолько нарушают свои обязательс перед ними, что их вынуждены лишать родительских прав. | трагические истории лишний раз подтверждают, что родительс любовь не дается человеку даром, не возникает сама собой вс за рождением ребенка. Ее нужно выстрадать, заслужить, выр тить в себе.

Бывает, что молодой отец внутренне не готов к появлению бенка. Его обижает, что жена вдруг переключила свое вниман на малыша. Ему горько, что товарищи идут в поход, едут на балку, а он вдруг оказался связанным, к тому же недосыпает, тает. Мать ожидает от мужа восхищения первыми улыбками сы его умением держать головку, но всегда добрый и чуткий суп почему-то не проявляет родительских чувств. Как быть? Мож у него они никогда и не возникнут?

Недоумение, обиды, упреки не создают той среды, в котор развивается отцовская любовь. Плодотворной почвой оказывае чувство ответственности за будущее ребенка, его здоровье и б гополучие, ощущение своей значимости, необходимости для мал ша, которые возникают у отца далеко не сразу. Те матери, котор поддерживают в семье атмосферу доверия к мужу, даже если неправильно пеленает ребенка и не умеет накормить, находят на верном пути. Они борются не только за мужа, за его отцовск любовь, но и за ребенка, которому необходимы полноценные вза моотношения с обоими родителями. Когда отец регулярно остает один на один с ребенком, он находит особые формы общения ним, переживает свою незаменимость в новой роли, у него крепн и развивается потребность чему-то научить ребенка, передать е не только необходимые навыки и умения, но и собственные взгл ды на жизнь, привить свои интересы, вкусы. Чем больше препя ствий, сложностей возникает у родителей на пути формирован личности их детей, тем   богаче и крепче их родительская л бовь.

Плюсы и минусы этой любви зависят от ее содержания и фор выражения. «Любовь к ребенку, как и всякая великая любов становится творческой и может дать ребенку прочное, истинн счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает него полноценного человека, а не превращает любимое существ в идола,— пишет Ф. Э.Дзержинский своей жене.— Любовь, котора обращена лишь к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю жизни превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, Д?Глюбовь несет в себе яд для обоих…»1.

КрИ "мная любовь к ребенку является условием воспитания его венных чувств. Эгоистическая, слепая, безудержная любовь аВСТ оказаться той средой, в которой вырастает холодный и без-шный человек, не считающийся ни с кем.

г?  ему лЮбовь к ребенку столь важна для развития его нрав-»ных чувств? Прежде всего потому, что ребенок усваивает веН    ые требования через того взрослого, которого любит. Мама раалила> обрадовалась, расстроилась, огорчилась — все эти эмо-ХВстановятся ориентирами в нравственном освоении мира. Что кое хорошо и что такое плохо, ребенок познает, воспринимая от­мщение
близкого взрослого к происходящему. Первичными в этой иентации оказываются не слова, а переживания, непосредствен-эмоциональн>ые состояния. Усваивая  простейшие моральные (равила, ребенок руководствуется своим отношением к взрослому, !ользуюшемуся у него авторитетом.

Нравственные чувства, которые вне социальных взаимоотноше-шлюдей друг с другом не имеют смысла, формируются у до-кольника  постепенно, закрепляя  повторяющиеся  нравственные моции. Позже, ставшие устойчивыми и полностью осознанными, равственные чувства преобразуются в важнейшие качества лично-ти, определяют ее направленность и зрелость.

Развитие нравственных чувств опережает в дошкольном дет­стве развитие моральных понятий. Сначала чувства и знания не-тделимы, и чувства играют ведущую роль Учитывая это, родители риентируются в нравственном воспитании ребенка на эмоциональ-ый отклик, стараются идти от чувств к знаниям.

Быть матерью или отцом — самое сложное и ответственное че-овеческое призвание. Можно иногда не сформировать у себя му–, ыкальных или математических способностей, но не развивать одительский талант человек не имеет права. Искусство воспита-ия дарит каждому члену общества радость творчества, создает ак для общества, так и для личности глубокие и весомые пер-пективы.

Категория: Новости | Просмотров: 799 | Добавил: evedis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь

Друзья сайта

  • 2010-09-10 добавлено: рекламу? фармацевтика добавлено:.
  • Понедельник
    20.11.2017
    18:04


    Copyright MyCorp © 2017

    Создать бесплатный сайт с uCoz